Как научить детей изобретать
01.11.2021
Эта
эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ -
расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович
Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как
писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.
Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных
инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на
производстве.
Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют
и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего
развития.
Занимаемся дома
Поиграйте с ребенком в игры, которые
способствуют развитию диалектического мышления. На детском уровне метод проб и
ошибок, который используется при решении простых задач, можно представить в
виде игры.
Игра "Хорошо - плохо"
Эта игра учит детей
самостоятельно находить противоречивые свойства. Выбирайте любой объект,
который нейтрален для ребенка, не связан с жестко положительными или
отрицательными эмоциями. Например: лужи на улице. Предложите малышу придумать
плюсы и минусы для такого явления.
Игра "А что, если…"
Предложите ребенку
простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе:
"А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?".
"А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного
решения, просто анализируйте работу мысли ребенка. Понимание противоречий -
одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в
этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы
можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить
вкусного и т.п.
Игра "Теремок"
Цель: тренировать
аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки
разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш
и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру:
напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в
измененном виде.
Ход игры: каждый
участник (мама, пап, сестра, братья) получает свой рисунок и играет за
нарисованный объект. Ведущий выбирает одного хозяином теремка, а остальные по
очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным -
шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий
диалог:
- Тук, тук, кто в
теремочке живет?
- Я (называет себя,
например, гитара). А ты кто?
- А я (называет себя,
например, яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты
на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить
оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у
яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину
обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если
кто-то не сможет ответить хозяину, остальные могут помочь. Играть можно не
только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно
становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы.
Игра "Маша - Растеряша"
Цель: тренировать
внимание, умение видеть ресурсы при решении проблем. Предшествующий этап:
ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь?
Зачем нож?..
Ввод в игру:
рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все
путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким
Машам-Растеряшам.
Ход игры: ведущий сам
берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к ребенку:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет
какой-то предмет, например нож). Чем я теперь буду (называет функцию
потерянного предмета, например хлеб отрезать)? Играющий называют те вещи, что
подходят для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской,
линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша может предоставить за
хороший совет небольшое вознаграждение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.11.2021
Дата обновления: 01.11.2021
Дата публикации: 01.11.2021