05.08.2021
В МБДОУ работает старший воспитатель
Ковалева Елена Владимировна
Образование - высшее.
Педагогический стаж - 12 лет
Стаж работы в занимаемой должности - 1 год.
Режим работы:
Понедельник 8.00-17.00
Вторник 8.00-17.00
Среда 8.00-16.00
Четверг 8.00-16.00
Пятница 8.00-15.00
Одна из основных годовых задач в работе нашего дошкольного учреждения в 2019-2020 учебном году - начать работу по формированию социальной и финансовой грамотности дошкольников, на основе Примерной парциальной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», с целью формирования экономического мышления дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Рекомендована Министерством образования и науки РФ дошкольным образовательным учреждениям для использования в работе.
Начинать знакомиться с финансовой грамотностью лучше еще до школы, поскольку дети сегодня, так или иначе, встречаются с миром финансов. И программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах. Процесс обучения легко превратить в игру, понятную маленьким детям. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы.
Правильно организованное экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые не имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо. Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят, когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.
Содержание последнего блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар), «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», История денег. Рассказы для детей Петра Кошеля.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В сюжетно-ролевых играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. Создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления. Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела». Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку». Собирание тематических пазлов.
Хорошо, если виды деятельности будут организованы так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
Программа включает теоретические материалы, учебную литературу и рекомендации по средствам обучения и воспитания. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать деятельность с детьми самостоятельно.
Многие форматы, конкретные игры и конкурсы, например про приключения монеты, сотрудники Банка России уже опробовали на практике – в школах, детских садах и во время дней открытых дверей по всей стране.