"Живая Книга Памяти"

09.03.2022

Познавательно-практический проект духовно-нравственного, патриотического воспитания детей 4-7 лет "Живая Книга Памяти" ( приуроченный ко дню освобождения города Сальска от немецко-фашистских захватчиков)

Аннотация

09.03.2022

 

 «Память – одно из важнейших свойств бытия,

 основа культуры и нравственности».

Д.С. Лихачев

 

Актуальность

 

Духовно-нравственное воспитание детей - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Понимание важности воспитания духовно-нравственной личности не угасало никогда. С конца X века Православие являлось духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулировала человеческие отношения в семье, быту, в труде, в общественных местах, определяя отношения россиян к государству, людям, предметному миру, природе.Помогала строить отношения с обществом, чтобы помочь ему обрести те духовно-нравственные ценности, которыми наше Отечество жило на протяжении столетий и которые служили фундаментом тысячелетней российской государственности. 

В начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.  Этот нравственный и идеологический кризис России стал кризисом человеческих душ, что не могло не отразиться на обществе в целом. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Вопросы воспитания основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, особенно в дошкольном возрасте, когда их «сердца открыты для добродетели». Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, преданности, честности, терпимости, гуманности, взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма, культуры. Создатель гуманной педагогики  Ш.А. Амонашвили говорит о важности воспитания у маленького человека высших ценностей: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…».

Воспитание нравственности у маленького человека основывается на взаимодействии трех китов:

Ø дошкольное образовательное учреждение,

Ø семья,

Ø ребенок.

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений сегодня является семья. Многие родители даже не подозревают, что именно в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. О воспитании детей старец Паисий говорил: «Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей».Но сейчас проблемы отцов и детей приобрели совершенно новое звучание. Традиционные внутрисемейные рычаги воспитания почти не действуют.Поэтому главной задачей образовательного учреждения в воспитании у детей духовно-нравственных ценностей стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и вновь созданные. Образовательному учреждению приходится учить родителей воспитывать своих детей. На современном этапе лидирующую позицию в этом занимает взаимодействие педагог-родитель. Задачи, которые ставят педагоги перед родителями просты:

·        научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;

·        формировать чувство уважения, любви к своей Родине;

·        ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Следует знать, что у  детей нет врождённого понимания нравственных ценностей и чувства патриотизма. Поэтому и процесс их формирования длительный, во многом зависящий от личности взрослого, родителя, педагога, его мировоззрения, гражданской позиции. Задача взрослого помочь ребёнку увидеть и понять основополагающие ценности: семья, малая родина, Отечество. Важно поддерживать веру в добро, учить уметь видеть вокруг себя позитивные примеры жизни людей и формировать мотивацию на творение дел милосердия, распознавать духовную красоту, любоваться природой и заботиться о ней, интересоваться культурой и историей, наследуя традиции предков.Хочу такой сайт

В наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. Они знают о том, что такое война по «звездным войнам», суперменам и космическим «рейнджерам» из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр.  Война для них – это скорее приключение, игра.

Педагоги МБДОУ №18 «Белочка» г.Сальска считают первоочередными задачи духовно-нравственного воспитания, формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину. 

Результат анализа знаний о своей малой Родине детей среднего и старшего дошкольного возраста ДОУ выявил дефицит знаний о родном городе, о подвигах земляков в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, о родственниках-участниках войны. Более того, у некоторых родителей присутствуют искаженные представления о понятии «патриотизм», которое они зачастую смешивают с такими понятиями как «национализм» и «расизм».Отмечено, что в семьях недостаточно читается книг об истории нашей малой Родины, родители мало знают традиции, практически не посещают достопримечательности города, области. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями для воспитания в детях патриотических чувств. В ДОУ возникла необходимость создания системы работы в направлении патриотического, духовно-нравственного воспитания не только детей, но и родителей.

В рамках этой деятельности, в преддверии празднования 78-й годовщины освобождения г.Сальска от фашистских захватчиков, разработан проект «Живая Книга Памяти».

Создание проекта направлено на формирование и углубление знаний о родном городе, своей малой Родине, истории, традициях живущих здесь людей и своей семьи с целью воспитания у детей патриотических чувств. Реализация проекта позволит использовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных для Сальского района событий, дат, героев Великой Отечественной войны.

Результатом проекта станет совместная деятельность по созданию Живой Книги Памяти. Идеей создания фотоальбома Живой Книги Памяти стало участие педагогов в проекте «Судьба человека. Живая книга. Фотоальбом» при поддержке Фонда президентских грандов в рамках проекта «Узнай Россию: пять гениев слова, рожденных на Дону» и акции «Мое детство – война» под руководством члена общественной палаты Российской Федерации Леонида Шафирова.

Сначала работа шла по созданию книги в одной группе, потом эту идею подхватили педагоги, родители, дети всех групп, всего детского сада, ведь «Нет в России семьи такой, где б  не памятен был свой герой!». В итоге книга стала Живой Книгой Памяти МБДОУ № 18 «Белочка» г. Сальска.

О том как создавалась Книга, был сделан фильм, который посмотрели родители, заинтересовались и решили принять участие в продолжении данного проекта. Проект начат в 2021 году, но он получил широкую поддержку, и мы решили продолжить его в 2022 году. https://youtu.be/CLWii6usjHg

В проекте использованы формы работы с детьми, позволяющие развивать воспитанниках   понимание того, что духовно-нравственный человек добрый, не причиняющий зла другому; честный и справедливый; любящий и заботливый; трудолюбивый и настойчивый; творящий и оберегающий красоту мира; стремящийся к знаниям и критично мыслящий; смелый и решительный; свободолюбивый и ответственный; самостоятельный и законопослушный; чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой; бережно относящийся к слову, своим речевым поступкам; патриотичный (готовый поступиться своими интересами); толерантный (уважающий других, не похожих на него). Такими формами стали:

Ø сказки о добре и зле;

Ø игры, развивающие главные нравственные качества (милосердие, сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, честность, бескорыстность, ответственность, верность);

Ø рассказы с примерами героизма людей, жертвующих своей жизнью и д.р.

Ребёнок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны становится понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.Сказка-самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая  о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывают, как мужество и преданность всегда побеждают зло.

Игра – главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью духовности маленького человека. Результатом игр становится первоначальный несложный банк нравственных представлений. Дети начинают учиться соотносить свои нравственные знания со своими поступками. Они учатся соблюдать усвоенные нормы и правила, делать несложный, но уже самостоятельный моральный выбор. Игра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки, может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.Дети начинают понимать, что в жизни есть цель – мы пришли в мир, чтобы научиться любить друг друга, быть может, жертвовать собой для других. Эта позиция отличается от того, что предлагает нам окружающий нас мир, где целью сегодняшней жизни является стремление к комфорту, брать от жизни как можно больше, ведь ты этого достоин и не важно, какими путями и средствами. Нет никакого сомнения в том, что будущее ребенка напрямую зависит от того, кто и как формирует его знания, закладывая духовно-нравственную базу личности. В православной газете «Азбука воспитания» священник Павел Гумеров выразил свое мнение о духовном развитии: «Если у ребенка  с детства заложены основы, сформирован крепкий внутренний стержень, он получил духовный иммунитет, тогда он может отделить зерна от плевел,  понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

 


 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».