09.03.2022
09.03.2022
«Память – одно из важнейших свойств
бытия,
основа культуры и нравственности».
Д.С.
Лихачев
Актуальность
Духовно-нравственное воспитание детей
- одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми,
кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас,
проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Понимание важности воспитания
духовно-нравственной личности не угасало никогда. С конца X века Православие являлось духовно-нравственным
стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные
традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская
этика в течение веков регулировала человеческие отношения в семье, быту, в
труде, в общественных местах, определяя отношения россиян к государству, людям,
предметному миру, природе.Помогала строить отношения с обществом, чтобы помочь
ему обрести те духовно-нравственные ценности, которыми наше Отечество жило на
протяжении столетий и которые служили фундаментом тысячелетней российской
государственности.
В начале 21 века, когда
социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение
к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе. Этот нравственный и идеологический
кризис России стал кризисом человеческих душ, что не могло не отразиться на
обществе в целом. В настоящее время материальные ценности доминируют над
духовными, поэтому у современных детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Вопросы воспитания основ духовности у
детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, особенно в дошкольном возрасте,
когда их «сердца открыты для добродетели». Духовность понимается как ценностное
измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, преданности,
честности, терпимости, гуманности, взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма,
культуры. Создатель гуманной педагогики
Ш.А. Амонашвили говорит о важности воспитания у маленького человека
высших ценностей: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и
саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и
бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни,
смерти и бессмертия…».
Воспитание нравственности у маленького
человека основывается на взаимодействии трех китов:
Ø дошкольное образовательное
учреждение,
Ø семья,
Ø ребенок.
Слабым местом в формировании
правильных нравственных представлений сегодня является семья. Многие родители
даже не подозревают, что именно в дошкольном возрасте у детей начинают
формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы
поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. О воспитании детей старец
Паисий говорил: «Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым
дверям чувств родителей».Но сейчас проблемы
отцов и детей приобрели совершенно новое звучание. Традиционные внутрисемейные
рычаги воспитания почти не действуют.Поэтому главной задачей образовательного
учреждения в воспитании у детей духовно-нравственных ценностей стоит донесение
до семьи, что именно в ней должны сохраняться и передаваться обычаи и семейные
ценности, переданные издавна и вновь созданные. Образовательному учреждению
приходится учить родителей воспитывать своих детей. На современном этапе
лидирующую позицию в этом занимает взаимодействие педагог-родитель. Задачи,
которые ставят педагоги перед родителями просты:
·
научить
детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
·
формировать
чувство уважения, любви к своей Родине;
·
ориентировать
на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с
традиционными устоями семьи.
Следует знать, что у детей нет врождённого понимания нравственных
ценностей и чувства патриотизма. Поэтому и процесс их формирования длительный,
во многом зависящий от личности взрослого, родителя, педагога, его
мировоззрения, гражданской позиции. Задача взрослого помочь ребёнку увидеть и
понять основополагающие ценности: семья, малая родина, Отечество. Важно
поддерживать веру в добро, учить уметь видеть вокруг себя позитивные примеры
жизни людей и формировать мотивацию на творение дел милосердия, распознавать
духовную красоту, любоваться природой и заботиться о ней, интересоваться
культурой и историей, наследуя традиции предков.
В наше время многие
забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. К сожалению,
современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны.
Они знают о том, что
такое война по «звездным войнам», суперменам и космическим «рейнджерам» из
мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр.
Война для них – это скорее приключение, игра.
Педагоги МБДОУ №18
«Белочка» г.Сальска считают первоочередными задачи духовно-нравственного
воспитания, формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою
Родину.
Результат
анализа знаний о своей малой Родине детей среднего и старшего дошкольного
возраста ДОУ выявил дефицит знаний о родном городе, о подвигах земляков в
борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, о
родственниках-участниках войны. Более того, у некоторых родителей присутствуют
искаженные представления о понятии «патриотизм», которое они зачастую смешивают
с такими понятиями как «национализм» и «расизм».Отмечено, что в
семьях недостаточно читается книг об истории нашей малой Родины, родители мало
знают традиции, практически не посещают достопримечательности города, области.
Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями для воспитания в
детях патриотических чувств. В ДОУ возникла необходимость создания системы работы
в направлении патриотического, духовно-нравственного воспитания не только
детей, но и родителей.
В
рамках этой деятельности, в преддверии празднования 78-й годовщины освобождения
г.Сальска от фашистских захватчиков, разработан проект «Живая Книга Памяти».
Создание
проекта направлено на формирование и углубление знаний о
родном городе, своей малой Родине, истории, традициях живущих здесь людей и
своей семьи с целью воспитания у детей патриотических чувств. Реализация
проекта позволит использовать различные виды детской деятельности, предполагает
привлечение детей и родителей к изучению знаменательных для Сальского района
событий, дат, героев Великой Отечественной войны.
Результатом
проекта станет совместная деятельность по созданию Живой Книги Памяти. Идеей
создания фотоальбома Живой Книги Памяти стало участие педагогов в проекте «Судьба
человека. Живая книга. Фотоальбом» при поддержке Фонда президентских грандов в
рамках проекта «Узнай Россию: пять гениев слова, рожденных на Дону» и акции
«Мое детство – война» под руководством члена общественной палаты Российской
Федерации Леонида Шафирова.
Сначала
работа шла по созданию книги в одной группе, потом эту идею подхватили
педагоги, родители, дети всех групп, всего детского сада, ведь «Нет в России
семьи такой, где б не памятен был свой
герой!». В итоге книга стала Живой Книгой Памяти МБДОУ № 18 «Белочка» г.
Сальска.
О том как создавалась Книга, был сделан фильм, который посмотрели родители, заинтересовались и решили принять участие в продолжении данного проекта. Проект начат в 2021 году, но он получил широкую поддержку, и мы решили продолжить его в 2022 году. https://youtu.be/CLWii6usjHg
В проекте использованы формы
работы с детьми, позволяющие развивать воспитанниках понимание того, что духовно-нравственный
человек добрый, не причиняющий зла другому; честный и справедливый; любящий и
заботливый; трудолюбивый и настойчивый; творящий и оберегающий красоту мира;
стремящийся к знаниям и критично мыслящий; смелый и решительный; свободолюбивый
и ответственный; самостоятельный и законопослушный; чувствующий свою связь со
своим народом, страной, культурой; бережно относящийся к слову, своим речевым
поступкам; патриотичный (готовый поступиться своими интересами); толерантный
(уважающий других, не похожих на него). Такими формами стали:
Ø сказки о добре и зле;
Ø игры, развивающие
главные нравственные качества (милосердие, сострадание, сочувствие, чувство
собственного достоинства, честность, бескорыстность, ответственность,
верность);
Ø рассказы с примерами
героизма людей, жертвующих своей жизнью и д.р.
Ребёнок по своей
природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его
восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны становится понятной детям дошкольного возраста, потому что
реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею
противостояния добра и зла и финальной победы добра.Сказка-самый воспринимаемый детьми жанр
художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Первые представления о
мире подрастающее поколение получает, слушая
о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке. Чтобы закалить ребенка,
вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывают,
как мужество и преданность всегда побеждают зло.
Игра – главный спутник дошкольного
возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной
воспитательной силой и всегда является частью духовности маленького человека.
Результатом игр становится первоначальный несложный банк нравственных
представлений. Дети начинают учиться соотносить свои нравственные знания со
своими поступками. Они учатся соблюдать усвоенные нормы и правила, делать
несложный, но уже самостоятельный моральный выбор. Игра решает разные
нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции
самооценки, может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных
нравственных чувств.
Систематическое духовно-нравственное
воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное
развитие и гармоничное формирование личности.Дети начинают понимать, что в
жизни есть цель – мы пришли в мир, чтобы научиться любить друг друга, быть
может, жертвовать собой для других. Эта позиция отличается от того, что
предлагает нам окружающий нас мир, где целью сегодняшней жизни является
стремление к комфорту, брать от жизни как можно больше, ведь ты этого достоин и
не важно, какими путями и средствами. Нет никакого сомнения в том, что будущее ребенка
напрямую зависит от того, кто и как формирует его знания, закладывая
духовно-нравственную базу личности. В православной газете «Азбука воспитания»
священник Павел Гумеров выразил свое мнение о духовном развитии: «Если у
ребенка с детства заложены основы,
сформирован крепкий внутренний стержень, он получил духовный иммунитет, тогда
он может отделить зерна от плевел, понять,
«что такое хорошо и что такое плохо».